22.05.2018      193      0
 

Вперед, к полтиннику за литр! В России резко растут цены на топливо


Странное дело: официальная инфляция в РФ близка к нулю, а вот цены на бензин и солярку повсеместно пошли лихим галопом. 98-й бензин уже перешагнул заветный рубеж в 50 рублей за литр, солярка прыгнула с 39-40 до 42-43 рублей, в этих же пределах — цена 95-го…
Заправка – не место для дискуссий. Какие здесь могут быть разговоры? Приехал – залил бак– отваливай!

У нас на Городской всю жизнь было так. Сегодня на гражданскую активность провоцирует подозрительное мигание цен на табло и явно связанное с этим скопление машин у неработающих колонок.

— Обед? – пристраиваюсь в хвост.

— Ага, не нажрутся никак, — непонятно про кого говорит таксист. – Я на Лукойле стоял, там тоже мариновали -мариновали, а потом – раз и цены на рубль вверх. Позвонил сюда, на «Роснефть»: у вас почем? Сказали: по-божески…

По-божески – это 42 руб 30 коп. – 95-ый, 39.40 – 92-ой и 41.70 – дизель. Хорошо помню: ровно неделю назад, когда я последний раз заправлялась, все было на полтора рубля дешевле. Вот и чек есть…

— Ты бы ещё вспомнила, что было при Николае Втором, — огрызается водила. – А я каждый день заправляюсь, и вся бесовщина на моих глазах. Таксовать стало не выгодно, дома буду сидеть.

Что так горячиться? По данным Росстата бензин с начала года подорожал всего на один процент, дизельное топливо — на 0,9%, а потребительские цены повысились на 0,1%, — статистическая погрешность и то больше.

Росстат на заправке лучше не поминать. Большая загадка, как он считает и с какого потолка берёт цифры. На самом деле – и это по своему карману видят водители, и подтверждают эксперты — уже больше месяца стоимость бензина неуклонно растет.

За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше индекса потребительских цен (0,4%). С 29 апреля по 20 мая бензин вообще стал дороже на 3 — 7% (в некоторых регионах цена выросла сразу на 5 рублей за 92-й).

Причины? Самая распространенная – «для народа» — которую правительственные пропагандисты пускают в ход, чтобы перевести стрелки, извините за каламбур, «на стрелочников», звучит так: в России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года.

Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу «грех не воспользоваться». Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся проглотить пилюлю: топливо не считается продуктом первой необходимости.

— Два телевизора разбил из-за этой пропаганды, — говорит суровый мужчина на «Газели». – Они что, думают, что мы совсем дураки? Сколько в стране дедков-подснежников? Сколько ему надо бензина, чтобы съездить на дачу 5 раз в месяц? 40 литров? И ради этого для всех надо поднимать бензин до 43 рублей? Это что за издевательство над людьми. Когда это прекратится? И кому на самом деле надо «начистить телевизор»?

Служащие на нашей заправке на всякий случай попрятались. Хотя все понимают, что рост цен зависит вовсе не от мелких сошек. Причины надо искать в другом месте.

По словам гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, сезонная причина в повышении цен на бензин все-таки есть, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с его реализацией на территории РФ.

И кто захочет терять такие деньги ради соотечественников? Третья причина — увеличение акцизов. Осенью прошлого года Государственная Дума приняла решение о ежегодном повышении акцизов (пока на протяжении трех лет) на алкоголь, табак и топливо для автомобилей. Плоды этой мудрости сейчас пожинают и курящие, и пьющие и – главное – автомобилисты – в стоимости бензина — 60% налогов. Не будь этого, цена на топливо для автомобилистов, по расчетам экспертов, могла бы быть ниже примерно на 10-15%.

Для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина. Но пока мы имеем вот что: на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем 15 000 тонн бензина в сутки.

При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно 50 000 тонн. Нехватка бензина — явная, поэтому ФАС хочет перекрыть утечку его за рубеж. Но арифметика в России такая запутанная, что аналитики не ждут выправления ситуации, напротив, в ближайшее время россияне увидят на АЗС новые цены.

Официальных комментариев Российский топливный союз не дает, но «не для печати» популярно объясняют непонятливым журналистам, почему бензин и дизтопливо могут резко подорожать. Рассказываем, как поняли. Сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС.

У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикует Московская топливная ассоциация. Но сколько прибавит топливо в ближайшие месяцы – 2-3 или 5 рублей , ни один эксперт предсказать не взялся, да и у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию».

Тем не менее ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев. Значит, приказ подействует, в лучшем случае, осенью. При этом ФАС также готовит свои предложения по акцизам. «В последние годы [акцизы] были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — говорил глава ведомства Игорь Артемьев.

Однако резко снизить ставки нереально — от них зависят региональные бюджеты. У ФАС есть предложение ввести механизм гибких ставок, зависящих от цены на нефть. Но такое предложение наверняка не устроит Минфин. И пока чиновники будут спорить, подоспеет очередное подорожание: с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе. Еще и нефть продолжает дорожать… Значит, что? — здравствуй, бензин по 50 рублей?

— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность.

Это явление очень негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки. Разгон общей инфляции девальвирует повышение цен на бензин, и всё повторяется по замкнутому кругу.

В России это происходит уже в четвертый раз: такое было в 1995 году, в 1998-1999 годах, в 2007-2008 годах, и сейчас очередной кризис, который начался в конце 2014 года.

Не нужно сбрасывать со счетов небольшую вероятность того, что цены на бензин в 2018 все же снизятся, если потребление будет понижаться, а предложение на бензин возрастет. Стоимость нефти стабилизируется, и налог внутри страны тоже будет на одном месте. Как результат всего этого, тарифы на бензин могут стабилизироваться.

Но этот вариант скорее фантастический, чем реальный. Ближе к жизни прогноз валютного аналитика Сергея Хромченко: «Существует огромная вероятность, что автолюбители будут искать выход из ситуации. Одним из них станет переход на газовое обслуживание автомобиля».

Акцизы на газ пока не повышены. Можно попробовать перейти на этот вид топлива. В крайнем случае, передвигаться на самокатах, велосипедах, на лошадях. Ишаки подходят еще лучше – компактные, грузоподъемные и проходимые.

Едят мало. «Новые Известия» специально выяснили: что содержание одного ишака обходится в месяц в 40 рублей – меньше, чем один литр бензина А-95. И куда ты уедешь на одном литре? А ушастый друг домчит куда хочешь – только успевай подстегивать и «ИГО-ГО!» покрикивать. Удачи!

Источник



СМИ — 2