10.01.2019      594      0
 

Образование высшее лоббистское


Законопроект о легализации института лоббизма в РФ в рамках борьбы с коррупцией может быть разработан и внесен на рассмотрение парламента в 2019 году. Об этом сообщил в среду ТАСС заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия»).

«Считаю, что в этом году целесообразно разработать законопроект о лоббизме для развития антикоррупционного законодательства и выведения лоббизма из тени», — сказал парламентарий. Он не исключил, что в этом году депутаты «будут заниматься проработкой» этой темы. «Есть вероятность, что в этом году он будет внесен», — подтвердил политик.

«Все понимают, что продвижение интересов тех или иных групп, одним словом, лоббизм де-факто существует», — пояснил Выборный. «Но де-юре единых правил [лоббирования] на нашем правовом пространстве нет», — констатировал он. Так, существуют различные организации, которые продвигают интересы, например, бизнеса, среди них Торгово-промышленная палата РФ, «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей. Другие организации продвигают интересы граждан, в их числе Общественная палата, указал депутат.

«То есть институты лоббирования есть на рынке, но они действуют как лебедь, рак и щука. Каждый продвигает как может и как себе это представляет. Так быть не должно», — подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы.

Важно, чтобы лоббизмом занимались профессионалы, которые имеют соответствующее образование и опыт работы, убежден он. «Но самое главное, чтобы институт лоббизма был под жестким контролем со стороны государства», — предупредил Выборный.

«Требуются единые правила игры, кто может быть лоббистом (юридическое или физическое лицо), какой у него правовой статус. Должен быть единый реестр лоббистов, — считает парламентарий. — Должны быть понятные процедуры аккредитации лоббистов, правила, по которым тот или иной орган власти может общаться с лоббистами».

«Должны быть соответствующие подразделения с обученными работниками, — продолжил он. — Для граждан и для власти должно быть ясно, что интересует те или иные группы, что они продвигают, кто заказчик той или иной инициативы, какие средства для этого выделяются, уплачены ли с них налоги».

Кроме того, перед внедрением в правовое пространство этого института «нужно позаботиться о том, чтобы его восприятие, сформированное в 1990-е годы, изменилось», отметил Выборный, признав, что нередко «оно ассоциативно воспринимается как коррупция».

«Сегодня у нас развитое антикоррупционное законодательство, одно из лучших в мире, но для введения института лоббизма еще нужно поработать над некоторыми терминами, например, фаворитизм, непотизм, протекционизм», — полагает он. «Нужно провести четкую грань, где действия, связанные с лоббизмом, осуществляются в рамках правового поля, а где они влекут уголовно-правовые последствия, — акцентировал внимание политик. — Это важно для правового сознания, поэтому нельзя было принимать закон о лоббизме, например, в 1992 году».

Заместитель председателя комитета Госдумы сообщил, что в национальном плане противодействия коррупции долгое время одним из пунктов фигурировала проработка вопроса о создании института лоббизма. «Сегодня этот пункт исключен из плана, но вопрос не закрыт, точка не поставлена», — подтвердил он, напомнив, что после распада СССР «пять раз вносились законопроекты о легализации лоббизма, но каждый раз они не получали положительного развития».

источник